Известно, что только активный отдых предполагает смену умственной и физической деятельности, т.е. включает все виды физических упражнений. Движения помогают сохранению и укреплению здоровья ребёнка путём «догрузки» организма необходимым по возрасту объёмом мышечной деятельности, а так же способствуют предупреждению невротических состояний, связанных с перенапряжением детского организма.
К формам активного отдыха дошкольников относятся: физкультминутки, физкультурные досуги, дни здоровья, и конечно КАНИКУЛЫ!
Каникулы в детском саду представляют не менее важное значение для малышей, чем школьные каникулы для учеников.
Цель каникул:
— организовать продуманный активный отдых детей;
— снизить психологическую и умственную нагрузку на детский организм;
— способствовать развитию творческой инициативы педагога.
Организация каникулярного отдыха в детском саду имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении. Содержание педагогической работы в этот период должно быть направлено на создание оптимальных условий для активного отдыха детей, увеличение объёма двигательной активности. Обеспечение мер по укреплению здоровья, закаливанию организма, повышению эффективности прогулки и др.
Во время каникул педагоги нашего дошкольного учреждения снимают традиционные учебные занятия, за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым материалом и проводятся в разнообразных интересных формах. За счёт снятых занятий в течение дня увеличивается время пребывания детей на воздухе. Несмотря на то, что каникулярное время является свободным от прямого обучения, оно не должно быть свободным от разумных, педагогически целесообразных воспитательных воздействий со стороны взрослого, которые осуществляются в процессе как организованной, так и самостоятельной деятельности дошкольников.
Для того, чтобы отдых в каникулы был эффективен для ребёнка, мы заблаговременно готовимся к их проведению. Заранее продумываем, какой материал потребуется для планируемых форм деятельности детей, определяем степень участия в них взрослых. Педагоги составляют примерный план мероприятий на каждый день каникулярной недели, при этом важно сочетать разные виды деятельности. Конечно разработка плана, а также его реализация не должны носить строго регламентированный характер. При необходимости в план можно внести различные изменения и дополнения, которые зависят от ряда условий: состояния погоды, настроения самочувствия детей, подготовленности воспитателя многое другое, что иногда бывает трудно предвидеть заранее. Однако изменения должны быть педагогически целесообразными.
За несколько дней перед каникулами мы проводим с детьми небольшую беседу. Рассказываем, чем будем заниматься, выясняем их интересы и желания, выслушиваем предложения. Обязательно проводим беседу и после каникул. Узнаём, что больше всего понравилось и запомнилось детям. Высказывания ребят помогают оценить проведённую нами работу.
Особое внимание уделяем рациональной организации ежедневной двигательной активности дошкольников. Этому способствует ежедневное проведение разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр. Также в дни каникул часто провидим выставки детских работ (рисунков, совместных поделок с родителями).
Помимо мероприятий, организованных непосредственно педагогами, в дни каникул большое внимание уделяем самостоятельным формам детской деятельности. Ребёнок, как и взрослый, имеет право углубляться в себя, уединяться, уходить на время от других в свой мир для разрешения тех задач, которые он себе ставит. Эти минуты спокойного одиночества и сосредоточенности представляют огромную ценность, именно с точки зрения социального развития личности.
Для стимулирования игровой, художественной и других видов деятельности детей необходимо обеспечить благоприятную обстановку: заранее подготовить игровой и наглядно-практический материал, например, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, занятий физическими упражнениями, игрушки, настольно-печатные игры, иллюстрированные альбомы, наборы открыток и др.
Также во время каникул в содержание педагогической работы мы включаем разные виды трудовой деятельности.
Содержание каникул не ограничиваем какими-то определёнными мероприятиями. Каждый из наших педагогов разрабатывает свой план работы, выбирает наиболее интересные формы, средства и методы её проведения в соответствии со своим опытом, творческими способностями, уровнем подготовленности детей, условиями детского сада.
В нашем дошкольном учреждении каникулы прочно заняли своё достойное место. Для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников мы используем модель режима «Каникулы».