Страничка старшего воспитателя Чувашева Людмила Петровна

Опубликовано:  28.12.2019

 

Методическая служба  в условиях реализации ФГОС ДО

 Методическая работа в дошкольной образовательной организации – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на достижение  оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса. 

Основные задачи методической работы:

  • обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации;
  •  выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов детского сада;
  • подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
  •  координация деятельности детского сада и семей в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;
  •  координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и детского сада в целом;
  •  анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Подходы к организации методической работы основаны на:

  •  системно – деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности дошкольной организации, ее статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
  • личностно – ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребёнка, коллектива в целом, направленности на развитие;
  • профессиональных и личностных качеств педагогов;
  •  дифференцированном подходе: учёте уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в детском саду;
  • подходе свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных методик и путей самореализации;
  •  мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
  • коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

 Направления методической работы в ДОУ.

Центром всей методической работы в детском саду является руководитель методической службы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта. Повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Главная задача руководителя методической службы сделать накопленный педагогический опыт живым, доступным. Научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нём, как в своём рабочем кабинете.

В методическом кабинете сформирован информационный банк данных, где определены источники, содержание, направленность информации.

Информационный банк данных содержит:

  •  нормативно-правовые документы Законодательства Российской Федерации, Республики Адыгеи, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;документы и материалы:
  •  по планированию деятельности ДОУ;
  • -по организации методической работы в дошкольном учреждении;
  • по организации и руководству образовательной деятельностью  ДОУ;
  • по контролю и регулированию образовательной деятельности ДОУ;
  •  по развитию ребенка в образовательном пространстве ДОУ;
  • по организации взаимодействия ДОУ с семьей, школой, социумом;
  • методическая, дидактическая, психологическая литература; аудио, видеоматериалы, медиатека; наглядно-дидактический материал; банк методических разработок, периодические издания дошкольного образования.

Формами организации методической работы в нашем детском саду являются:

  • Педагогические советы (4 плановых педсовета в течение каждого учебного года);
  • семинары-практикумы, мастер-классы;
  • городские  методические объединения педагогов дошкольного образования;
  • консультации;
  • работа творческих групп.

Для повышения профессионального уровня педагогов используются такие формы, как обучение в образовательных учреждениях профессионального образования, на курсах повышения квалификации, профессиональная переподготовка; участие в заседаниях методических объединений и др.

Внутреннее повышение квалификации педагогов ДОУ происходит за счет разнообразных форм методической работы. При выборе форм и методов мы руководствуемся: целями и задачами ДОУ; количественным и качественным составом коллектива; особенностями образовательного процесса; материально-техническими условиями ДОУ; реальными возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями. Используются как групповые, так и индивидуальные формы методической работы.

 Таблица 1

Используемые формы методической работы

Групповые формы работы:

Индивидуальные формы работы:

— педагогический совет,

— семинар — практикум,

— творческая группа,

— рабочая группа,

— мастер – класс,

— психологический тренинг,

— консультация,

— деловая игра, 

— аукцион педагогических идей, проектов

— взаимопосещение занятий (мероприятий).

— индивидуальная консультация,

— индивидуальная беседа,

— наставничество,

— самообразование.


Организована работа педагогов по самообразованию, которая помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Педагоги самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам самообразования педагогов ДОУ стали выступления, выставки, проекты, мастер-классы.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы в ДОУ, так как решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.